Обязанности потребителя

Обязанности потребителя определяются договором, заключенным потребителем в связи с приобретением товара или заказом работ (услуг), и законодательством РФ (Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»)).

В случае приобретения товара по договору купли-продажи потребитель обязан, в частности:

•оплатить товар (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 485, ст. 500 ГК РФ);

•принять товар (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 484 ГК РФ);

•привлечь продавца к участию в деле в случае предъявления третьим лицом иска об изъятии товара (ст. 462 ГК РФ);

•известить продавца о передаче потребителю товара в количестве, превышающем указанное в договоре (а. 2 ст. 466 ГК РФ);

•известить продавца о нарушении продавцом условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в установленный срок, а если такой срок не установлен - в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 483 ГК РФ);

•возвратить товар с недостатками в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы. Возврат товара осуществляется по требованию продавца и за его счет (п. п. 5,6 ст. 503 ГК РФ; п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»);

•возвратить товар в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы в связи с непредоставлением продавцом возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»);

•возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Такая обязанность возникает при наличии спора о причинах возникновении недостатков товара в случае, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель) (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»);

•доплатить разницу в ценах при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен (п. 2 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей»).

Основные обязанности потребителя при оказании ему услуг:

В случае оказания потребителю услуг по договору возмездного оказания услуг потребитель обязан, в частности:

•оплатить оказанные ему услуги (п. ст. 779 ГК РФ; ч. 1 ст. 37 Закона «О защите прав потребителей»);

•оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору, в случае одностороннего отказа от исполнения договора (п. 1 ст. 782 ГК РФ; ст. 32 Закона «О защите прав потребителей»);

•возвратить результат услуги, если это возможно по ее характеру, в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за услугу суммы в связи с непредоставлением исполнителем возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию об услуге (п. 1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»).

Основные обязанности потребителя при выполнении для него работ:

В случае выполнения для потребителя работ по договору подряда потребитель обязан, в частности:

•принять и оплатить выполненную работу (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 730 ГК РФ; ч. 2 ст. 37 Закона «О защите прав потребителей»);

•оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (п. 1 ст. 718 ГК РФ); •предоставить материалы, оборудование, техническую документацию или подлежащие переработке (обработке) вещи, если предусмотрено выполнение работ с использованием материалов, оборудования, технической документации, вещей, которые находятся у потребителя (п. 1 ст. 719 ГК РФ).