Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы за май 2019 г.

Проведя краткий анализ работы консультационного центра и консультационных пунктов по защите прав потребителей, установлено, что часто потребители обращаются с вопросом: «Что делать в случае утери багажа авиаперевозчиком?»

Перевозчик несет ответственность за принятый к перевозке в багажном отсеке воздушного судна багаж. Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир (ст. 118 Воздушного Кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее ВК РФ); п.п. 87,132 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее Правила)

Если в аэропорту прибытия ваш багаж отсутствует, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Оформите утерю багажа

До выхода из зала прилета обратитесь к представителю перевозчика или лицу, им уполномоченному. Как правило, это сотрудники службы розыска багажа, которая размещается в аэропорту непосредственно в местах выдачи багажа. Если утерянный багаж подлежал таможенному оформлению, дополнительно сообщите об этом представителю перевозчика.

Вам дадут инструкции к дальнейшим действиям, предложат оформить необходимые документы, в том числе письменное заявление о неполучении багажа, на основании которого перевозчик примет необходимые меры к розыску багажа (п. 154 Правил).

Для оформления документов на утерянный багаж, как правило, требуются авиабилет, багажная квитанция, посадочный талон, отрывной талон багажной бирки, документ, удостоверяющий личность. Также рекомендуем уточнить у представителя перевозчика, какие документы необходимо сохранить, чтобы впоследствии получить найденный багаж либо предъявить претензию в случае его утраты.

На розыск багажа перевозчику отводится 21 день со дня предъявления заявления о неполучении багажа (п. 154 Правил).

Если багаж найден в течение 21 дня, ждите его доставки

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик уведомляет владельца багажа и доставляет багаж в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, или по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы (п. 154 Правил).

         Если багаж не найден в течение 21 дня, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утерей багажа

Для этого обратитесь к авиаперевозчику с претензией (п. 154 Правил; ст. 126 ВК РФ).

Размер ответственности за утерю багажа с объявлением ценности составляет сумму объявленной ценности. Размер ответственности за утерю багажа без объявления ценности составляет стоимость утерянного багажа, но не более 600 руб. за 1 кг веса багажа (п. 1 ст. 119 ВК РФ).

Также перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными настоящим Кодексом. В таком случае размер ответственности перевозчика определяется на основании данного соглашения (ст. 123 ВК РФ).

Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 ВК РФ).

В случае недостачи или повреждения (порчи) багажа, груза при международных воздушных перевозках предъявить претензию к перевозчику в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа с момента обнаружения таких недостачи или повреждения (порчи), но не позднее семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа, груза претензия должна быть предъявлена к перевозчику в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа (ст. 127 ВК РФ).

Срок рассмотрения претензии к перевозчику

Перевозчик обязан в течение 30 дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 127.1 ВК РФ).

Кроме того, пассажир может претендовать на компенсацию морального вреда (ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).