Протокол «Приложение к протоколу заседания итоговой коллегии Роспотребнадзора от 26.02.2009»


Протокол

Приложение к протоколу заседания итоговой коллегии Роспотребнадзора от 26.02.2009

Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

О деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2008 году и задачах на 2009 год

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2008 году была направлена на решение ряда первоочередных задач:

  • совершенствование контрольных и надзорных функций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • обеспечение контроля за ходом и эффективностью реализации национального проекта в сфере здравоохранения, в части дополнительной иммунизации населения и борьбы с ВИЧ/СПИД;
  • реализация мероприятий административной реформы, повышение эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, путем разработки и внедрения новых технологий и другие.

Количество поднадзорных объектов в стране составляет более 2,3 миллионов.

Проверка одного объекта в среднем проводилась не более 1 раза в 3 года, что соответствует положению принятого в декабре 2008 года Федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Половина обследований осуществлялась с применением лабораторных и инструментальных методов исследования.

Актуальной в 2008 году оставалась проблема применения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, по-прежнему основное количество протоколов составлено по ст. 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санэпидблагополучия населения», по части 2 ст. 14.4 и ст. 14.15, касающихся правил продажи товаров и выполнение работ (услуг) с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия. При этом по статье 6.3. КоАП приходится 37% от общего количества составленных протоколов.

В 2008 году управлениями Роспотребнадзора составлено 9 673 протокола об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, что на 45 % меньше, чем в 2007 году. Это свидетельствует об адекватном применении мер административного воздействия при привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и о повышении качественного уровня подготовки должностными лицами Роспотребнадзора материалов дел об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде административного приостановления деятельности.

Количество дел возникающих из публичных правоотношений и рассмотренных судом, снизилось с 2554 в 2007 г. до 2122 в 2008 г. Показатель выигранных управлениями Роспотребнадзора дел составил 62% и сохранился на уровне 2007 года.

Несмотря на неоднократные разъяснения Роспотребнадзора по применению норм Кодекса, должностные лица управлений Роспотребнадзора в ряде случаев проявляли неграмотность при составлении протоколов об административных правонарушениях и вынесении постановлений о назначении административного наказания.

В 2008 году должностными лицами Роспотребнадзора Брянской, Курганской областей, республик Коми, Хакасия и Тыва в нарушение норм КоАП были составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении граждан по составам КоАП, которыми административная ответственность граждан не предусмотрена.

По-прежнему имеют место факты применения административного наказания в виде предупреждения по составам, не предусматривающим применение данной меры – ст. 6.6, 14.2, часть 2 ст. 14.4 КоАП.

В 2008 году из 619 906 вынесенных постановлений по делам привлечения к административной ответственности обжаловано 4 220 (0,6%). В половине случаев судами принимались решения об удовлетворении исковых требований граждан, что связано с нарушением порядка рассмотрения обращения граждан или неграмотным с юридической точки зрения оформлением таких решений, а также отсутствием достаточных оснований для их принятий.

В связи с выходом федерального закона от 26.12.2008 №294  Роспотребнадзором утвержден план мероприятий по его реализации, предусматривающий разработку административного регламента взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также осуществление ряда организационных мероприятий, таких как введение стандартов обследования объектов, оптимизация объема и номенклатуры лабораторных и инструментальных обследований.

Деятельность Роспотребнадзора по осуществлению контроля и надзора за соблюдением санитарного законодательства за качеством и безопасностью питания населения, питьевой воды, деятельностью детских и подростковых учреждений способствовала стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в стране.

В 2008 году зарегистрировано 29,19 млн. случаев инфекционных заболеваний по 48 нозологическим формам, в том числе гриппа и ОРВИ 27,08 млн. случаев, что на 320 тыс. случаев меньше по сравнению с 2007 годом.

Снижение заболеваемости отмечено по 28 нозоформам, наибольшее – по группе инфекций управляемым средствами специфической профилактики.

Вместе с тем в минувшем году ухудшилась эпидемиологическая ситуация по заболеваемости зоонозными и природно-очаговыми инфекциями.

В 2008 году зарегистрировано 85 вспышек инфекционных заболеваний (сальмонеллезов, шигеллезов, иерсиниоза, ротавирусной и энтеровирусной инфекции), наибольшее количество – в Красноярском крае и Московской области. Более половины эпидемических очагов возникли в школах, детских дошкольных и оздоровительных учреждениях.

По-прежнему отмечаются недостатки при расследовании и ликвидации вспышек: позднее начало расследования, неполный сбор эпидемиологических данных, отсутствие должного взаимодействия с заинтересованными службами (Красноярский край, Курганская область, Республика Дагестан и др.).

В 2008 году продолжалась целенаправленная работа по достижению целей и решению задач дополнительной иммунизации населения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

В 2008 годах привито:

против ВГВ – около 29 миллионов  детей, подростков и взрослых в возрасте 18-55 лет, не болевших и ранее не привитых;

против краснухи – более 11,5 миллионов  детей, девушек и женщин до 25 лет;

против полиомиелита – около 630 тысяч  детей раннего возраста;

против гриппа –18 миллионов  детей и взрослых из групп риска.

Иммунизация населения против гепатита В будет продолжена в 2009 году – планируется привить свыше 6 миллионов  человек взрослых в возрасте 18-55 лет, а также завершить иммунизацию 9 миллионов  человек, не получивших прививки своевременно в 2008 году в связи с поздним поступлением.

Дополнительная иммунизация против ВГВ позволила добиться снижения заболеваемости в 2,1 раза – с 8,6 в 2005 г.  до 4,04 на 100 тыс. населения в 2008 г., а в 38 регионах зарегистрировано 3 и менее случаев на 100 тысяч  населения.

В 2006-2008 годах был обеспечен 100% охват иммунизацией против краснухи запланированных контингентов – детей, подростков и женщин от 18 до 25 лет, не болевших и ранее не привитых.

В результате охват прививками детей от 8 до 18 лет повысился по сравнению с 2005 годом в среднем на 30-50% по каждой возрастной группе.

Заболеваемость краснухой за указанный период снизилась в 14,7 раз (со 100 до 6,8 случая на 100 тыс. населения). В большинстве регионов целевой показатель достигнут.

Прививки против полиомиелита будут продолжаться до завершения программы глобальной его ликвидации.

С 2008 года осуществляется реализация третьего этапа «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году», который предусматривает сертификацию территорий, свободных от кори.

В настоящее время практически повсеместно достигнут установленный ВОЗ критерий элиминации кори - менее 1 случая на 1 миллионов  населения, при этом в 2008 году в 84 регионах это заболевание не регистрировалась.

Массовая иммунизация населения против гриппа способствовала стабилизации эпидемической обстановки. В 2006-2007 годах отмечался невысокий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ – не более 4,5-5% от численности населения страны, медленное нарастание и невысокая интенсивность эпидемического подъема заболеваемости, сдвиг его на весенний период.

В целом, в 2008 году основные показатели приоритетного национального проекта достигнуты.

В 2008 году осуществлялся комплекс организационных и практических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, одним из важнейших направлений которого является полноценное и безопасное питание.

Совместно с НИИ питания РАМН подготовлен проект «Основ политики Российской Федерации в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2025 года» с определением основных направлений деятельности в этой области.

В соответствии с протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 26.06.2008 и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 Роспотребнадзор принял активное участие в разработке доктрины продовольственной безопасности.

Продолжалась реализация начатого в 2007 году в рамках национального проекта эксперимента по совершенствованию системы питания учащихся общеобразовательных учреждений, в который вовлечено более 700 тысяч  школьников.

В 2008 году принят ряд федеральных законов – технических регламентов, в том числе  Федеральный «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «Технический регламент на масложировую продукцию», «Технический регламент на соки и соковую продукцию».

Контроль за их реализацией стал одной их основных задач Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В стране сохраняется крайне неблагополучная ситуация с алкоголем и курением.

Потребление учтенного алкоголя на душу населения возросло с 5,38 абсолютного алкоголя в 1990 году до 10,1 в 2007, наблюдается существенный рост производства и потребления слабоалкогольных напитков и пива, особенно среди подростков.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Роспотребнадзором подготовлен проект Концепции государственной политики по снижению масштабов алкоголизма с определением в ней основных направлений. Усилен контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции.

Значительный ущерб здоровью населения и экономике России наносит курение. Федеральным законом от 24.04.2008 №51-ФЗ Российская Федерация ратифицировала рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. В декабре 2008 года принят Федеральный закон «О техническом регламенте на табачную продукцию», ужесточающий требования к маркировке, содержанию никотина и смол. Одной из важных задач сейчас является разработка мер по реализации этого закона.

Роспотребнадзором в 2008 году продолжалась работа по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей.

Вступление в силу с декабря 2007 года федерального закона от 25.10.2007 №234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребовало принятия дополнительных мер по усилению государственного контроля и надзора в сфере предоставления финансовых услуг потребителям, а также в области осуществления купли-продажи товаров дистанционным способом. Кроме того, вновь возникшие проблемы привели к необходимости принятия срочных мер по защите прав  потребителей при авиаперевозках, туристическом обслуживании и организации детского отдыха.

Особое внимание уделялось организации системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление превентивных мер в области защиты прав потребителей. С этой целью в 2008 году создано более 450 общественных объединений потребителей, а также консультативные или координационные советы по защите прав потребителей.

В 2008 году осуществлен ряд мероприятий по повышению эффективности деятельности Роспотребнадзора. Продолжалась разработка и внедрение нормативно-методических документов по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат.

В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 16.06.2008 №185 «О мерах по совершенствованию организации перехода на бюджетирование, ориентированное на результат» проведены проверки органов и организаций Роспотребнадзора в ряде регионов, в ходе которых выявлены существенные недостатки.

Роспотребнадзором в соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583 осуществлен с 01.12.2008 переход на новую эффективную систему оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Подготовлено 12 организационно-распорядительных и методических документов, установлен мониторинг выполнения данных поручений.

В деятельность Роспотребнадзора в целом внедрена система социально-гигиенического мониторинга, разработано более 40 нормативно-методических документов.

Вместе с тем, данные СГМ все еще не находят должного применения в деятельности Роспотребнадзора в части определения приоритетных проблем,  установления их причин, недостаточно используется методология оценки риска для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 2008 году продолжалась работа по совершенствованию представительства Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в сети Интернет. Информационное наполнение сайта Федеральной службы, его технические возможности приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В то же время управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, учреждения Службы не приняли достаточных мер для создания (реконструкции) имеющихся сайтов и приведения их в соответствие с установленными требованиями. Предложения, направленные Федеральной службой в 2008 году выполняются неудовлетворительно.  

В 2008 году продолжалась реализация современной кадровой политики, выполнение мероприятий первого этапа Ведомственной программы по противодействию коррупции, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 09.10.2008 №363. Аналогичные программы приняты управлениями Роспотребнадзора.

В настоящее время подготовка специалистов медико-профилактического профиля осуществляется в 25 вузах России с количеством 1 635 человек. В 2008 году по целевым направлениям поступило 697 абитуриентов – около 45%.  Количество выпускников, прошедших обучение в интернатуре – составило 654.

Организовано 4 центра профессиональной подготовки выпускников медико-профилактических факультетов в составе Службы (г. Санкт-Петербург, Вологодская, Свердловская, Иркутская области), разработан типовой договор между этими центрами и медицинскими вузами.

Необходимо больше внимания уделять трудоустройству выпускников и закреплению кадров. В 2008 году в управлениях Роспотребнадзора трудоустроено 248 выпускников, в ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» - 433.

В минувшем году профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 2 667 государственных служащих из управлений Роспотребнадзора, объем средств федерального бюджета на эти цели превысил 16 миллионов  рублей.

В 2008 году продолжалась работа с международными правительственными и неправительственными организациями и, прежде всего, в рамках СНГ, ЕС, ЕврАзЭС, «Группы восьми», Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и др.

В 2008 году получен ряд существенных научных результатов по проблемам гигиены и эпидемиологии, началось выполнение НИОКР в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.».

Вместе с тем, серьезной проблемой остается разработка эффективного механизма координации фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета, придания им конкретного, целенаправленного характера. 

Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

РЕШИЛА:

1. Управлению эпидемиологического надзора (Ежлова Е.Б.), руководителям органов и организаций Роспотребнадзора в целях дальнейшей реализации Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части иммунопрофилактики инфекционных болезней, профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов В и С, а также программы ликвидации кори в Российской Федерации обеспечить:

1.1. Достижение к установленным срокам запланированных показателей инфекционной заболеваемости, эффективное выявление и профилактика ВИЧ-инфекции, гепатита В.

1.2. Совместно с Управлением программ и имущественного комплекса (Сафонкина Л.В.) реализацию полномочий по закупкам, поставкам и использованию вакцин, средств для диагностики и лечения ВИЧ инфекции, гепатитов В и С.

2. Управлению санитарного надзора (Аксенова О.И.), руководителям органов и организаций Роспотребнадзора в целях усиления организационной и практической деятельности во взаимодействии с органами исполнительной власти, заинтересованными организациями и учреждениями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения обеспечить:

2.1. Реализацию административного регламента по информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2.2. Надзор за реализацией технических регламентов на молоко и молочную продукцию, масложировую продукцию, соки и соковую продукцию, табачные изделия.

3. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Симкалова Л.М.)

3.1. В целях повышения эффективности и внедрения новых технологий государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обеспечить разработку оптимальных объемов деятельности при надзоре за объектами различного вида и типа.

3.2. В целях улучшения управления деятельностью органами и организациями Роспотребнадзора по результатам, обеспечивающим эффективное расходование бюджетных средств и достижение запланированных индикативных показателей, обеспечить установление зависимости оценки деятельности управлений и учреждений, включая размер материального вознаграждения руководителей от результатов труда.

4. Правовому управлению (Кулагина О.А.), руководителям органов и организаций Роспотребнадзора в целях дальнейшего развития и совершенствования правовой работы:

4.1. Обеспечить контроль за реализацией мер административного воздействия адекватно выявленным нарушениям санитарного законодательства в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

4.2. Уделить особое внимание применению всех надлежащих составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при выявлении нарушений санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей. 

4.3. Принять меры по укомплектованию управлений юридическими кадрами и обучению по вопросам правоприменительной и судебной практики сотрудников, занятых надзорными мероприятиями.

5. Управлению защиты прав потребителей (Прусаков О.В.), Управлению санитарного надзора (Аксенова О.И.), Правовому управлению (Кулагина О.А.) в целях сближения санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей, продолжить работу по разработке соответствующих нормативных правовых актов и внедрению их в работу органов и организаций Роспотребнадзора. 

6. Управлению научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности (Брагина И.В.) в целях разработки и реализации Концепции развития научных исследований в учреждениях науки Роспотребнадзора, развития инновационных технологий и их внедрения в органы и организации Роспотребнадзора обеспечить:

6.1. Расширение международного сотрудничества, реализация решений «группы восьми» в части профилактики наиболее опасных инфекционных заболеваний.

6.2. Концентрацию научных исследований по таким актуальным направлениям, как обеспечение безопасности при разработке и применении наноматериалов.

7. Управлению кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения (Попова А.Ю.), руководителям органов и организаций Роспотребнадзора:

7.1. Принять меры по расширению целевой подготовки кадров на медико-профилактических факультетах медицинских ВУЗов, трудоустройству и закреплению выпускников в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора.

7.2. Определить потребность в кадрах и обеспечить формирование заказа на подготовку специалистов по специальности «медико-профилактическое дело» на период до 2012 года и организация сети базовых учебных центров по обучению студентов и специализации выпускников медико-профилактических факультетов медицинских ВУЗов.

7.3. Принять меры по формированию резерва управленческих кадров.

7.4. Обеспечить организацию и ведение мониторинга коррупционных проявлений и их профилактики в органах и организациях Роспотребнадзора.

8. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования (Симкалова Л.М.), ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (Верещагин А.И.) обеспечить аккредитацию испытательных лабораторий в соответствии с требованиями технических регламентов, в том числе в международной системе аккредитации.

9. Руководителям органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. Обеспечить реализацию Основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2009 году, достижение показателей, установленных федеральными и ведомственными планами и программами.

9.2. Внести изменения и дополнения в планы работы на 2009 год, предусмотрев реализацию мер по недопущению коррупционных проявлений в работе, оптимизацию надзорной деятельности с учетом вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9.3. Завершить в первом полугодии 2009 года работу по приведению сайтов органов и организаций Федеральной службы в соответствие с едиными требованиями, а также по обеспечению их внешнего единообразия и единой программно-технической базы исходя из установленных требований.

9.4. Обеспечить реализацию мероприятий по укомплектованию кадрами органов и учреждений, повышению их профессионального уровня.

9.5. Довести до сведения коллективов организаций  материалы итоговой коллегии Федеральной службы.

Председатель Коллегии

Г.Г. Онищенко

Ответственный
секретарь Коллегии

С.В. Белых