Протокол «Протокол селекторного совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.11.05»


Протокол от 16.11.2005

Протокол селекторного совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.11.05

Председательствовал:

Г.Г. Онищенко руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

Присутствовали:

Г.Г. Онищенко, В.А. Прохоров, И.Ф. Серегина, С.Д.Кривуля, О.А. Кулагина. Г.Ф. Лазикова, Н.Н. Филатов, И.А. Лешкевич, А.И. Мазус, О.Л. Гавриленко, Э.Б. Коваленко, А.В. Иваненко, А.И. Верещагин, И.В. Брагина, руководители территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главные врачи федеральных центров гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов Российской Федерации.

О ходе подготовки к реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. :

___________________________________________________________________________________________

(Онищенко, Прохоров, Шишкина, Балабан, Мазус, Рытенкова, Попков, Зленко, Онищенко)


1.Отметить, что в соответствии с посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года для повышения доступности и качества медицинской помощи, а также во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года, принятого в целях реализации задач, поставленных 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного Совета Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения на 2006-2007 годы, который был утвержден на расширенной коллегии Министерства 14 октября 2005 года.

В приоритет «Развитие первичной медицинской помощи» включены разделы, обеспечивающие профилактическую направленность здравоохранения, в том числе:

- профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

- дополнительная иммунизация населения в рамках календаря профилактических прививок, а также гриппа.

Целями иммунизации населения являются:

Снижение заболеваемости населения гепатитом В до 3 на 100 тысяч населения, для чего планируется привить:

В 2006 году 10 млн. человек – школьников до 17 лет не привитых ранее;

В 2007 году 15 млн. человек – лиц молодого возраста от 18 до 35 лет не привитых ранее.

Снижение заболеваемости краснухой до 10 на 100 тысяч населения и ликвидация синдрома врожденной краснухи, для чего планируется привить:

В 2006 году – детей 5,6 и 7 лет, а также девочек в возрасте от 14 до 17 лет, не болевших и не привитых против краснухи.

В 2007 году – детей от 8 до 14 лет, а также девушек и женщин от 18 до 25 лет, не болевших и не привитых против краснухи.

В целях предупреждения развития осложнений при использовании живой полиомиелитной вакцины в 2006 и 2007 годах предусмотрено ежегодное приобретение 450 тысяч доз инактивированной вакцины для иммунизации 150 тысяч детей раннего возраста из групп риска (часто и длительно болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, с онкологическими заболеваниями, первичными и вторичными иммунодефицитными состояниями и заболеваниями крови).

Для защиты лиц, относящихся к группам повышенного риска заражения и развития осложнений после перенесенного заболевания планируется ежегодно прививать против гриппа в 2006 и 2007 годах по 22 млн. человек – медицинских работников, работников образовательных учреждений, лиц старше 60 лет, детей, посещающих дошкольные учреждения и учащихся 1 - 4 классов.

В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом предусмотрено выделение средств, во много раз превосходящих те, которые когда – либо выделялись для этой цели в прошлом, что коренным образом меняет ситуацию, сложившуюся за последнее время, когда финансирование проблемы из Федерального бюджета составляло не более 130млн. руб в год.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации из федерального бюджета страны на проблему ВИЧ/СПИД выделяется 3,1 млрд. руб. Из них - 1,7 млрд. рублей на закупку антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ/СПИДа, 1,2 млрд. руб. на закупку диагностических препаратов и 200 млн. руб. на организацию и проведение мероприятий по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.

По оценочным данным в настоящее время в антиретровирусных препаратах нуждаются более 18 тысяч пациентов, в том числе около 5 тысяч ВИЧ-инфицированных, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы. Получают антиретровирусную терапию не более 2,5 тысяч человек.

В 2004г. охват диспансерным наблюдением пациентов с ВИЧ-инфекцией составлял по стране около 62%., от числа всех выявленных пациентов с ВИЧ-инфекцией, антиретровирусную терапию получали не более 38% всех нуждавшихся, из них почти 20% получали не полную терапию одним или двумя препаратами. В Краснодарском крае, Волгоградской области и Республике Кабардино-Балкарии лечение получали менее трети нуждающихся в нем больных. В Чеченской Республике и Республике Северная Осетия-Алания нуждающиеся в лечении и готовые к приему АРВТ пациенты никаких специфических противовирусных препаратов не получали вообще.

Неудовлетворительно, несмотря на проводимую организационную и научно-методическую работу, обстоят дела с профилактикой вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Диагноз ВИЧ-инфекции подтвержден у 421 ребенка с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции

Лабораторная база для осуществления клинико-лабораторного мониторинга ВИЧ-инфицированных больных развита недостаточно. Определение иммунного статуса методом проточной цитометрии осуществляется только в 32 субъектах Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации используются менее стандартизованные методы (непрямая иммунофлюоресценция, метод магнитной сепарации клеток, метод розеткообразования)

К общим недостатками в организации лечебного процесса следует также отнести:

• несоблюдение сроков и объемов обследований, предусмотренных рекомендациями и Стандартом медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией;

• множественность схем назначаемой терапии, в зависимости от возможностей, а не существующих рекомендаций по лечению;

• недостаточная взаимосвязь между врачом, наблюдающим пациента в Центре СПИДа и по месту жительства;

• прерывание терапии из-за отсутствия антиретровирусных препаратов;

• назначение схем терапии не являющихся оптимальными с точки зрения фармэкономики и удобства приема пациентов, использование наиболее дорогостоящих препаратов при наличии не менее эффективных, но гораздо более дешевых, в том числе и для терапии первого ряда (Мурманская, Московская области). Это приводит к необоснованной затрате средств, уменьшению числа пациентов, получающих лечение и снижение приверженности к терапии.

В настоящее время в целях подготовки к реализации национального проекта Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно со службами и агентствами Минздравсоцразвития.

• Подготовлены проекты:

Федерального Закона о внесении изменений в Федеральный закон от 17 сентября 1998 года №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в части внесения прививок против гриппа в национальный календарь профилактических прививок.

• Приказа Минздравсоцразвития России «О дополнении к национальному календарю профилактических прививок», в соответствии с которым определены контингенты подлежащие иммунизации и порядок проведения иммунизации.

• Издано постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 ноября 2005 года №25 «О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации». Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2005 №7164.

• Даны предложения для технических заданий на проведение конкурсных торгов на закупку вакцин. Для иммунизации против гепатита В предусматривается использовать вакцины отечественного производства, поставка которых будет осуществляться в комплекте со шприцами одноразового использования для проведения профилактических прививок в соответствии с количеством доз в упаковке.

• Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных, предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров».

• Подготовлен проект приказа об организации лечения ВИЧ-инфицированных

• Подготовлены технические задания по программе профилактики ВИЧ-инфекции

• Утвержден график и проводятся заслушивания руководителей органов управления здравоохранений, руководителей территориальных управлений Роспотребнадзора субъектов Российской Федерации по готовности к проведению мероприятий, предусмотренных проектом.

• Проведена конференция по приверженности к лечению ВИЧ-инфекции.

• 28-29 ноября 2005 будет проведено совещание в Кемерово по вопросам организации лечения.

• Проведена оценка программ по профилактике ВИЧ-инфекции, которые реализуются в рамках средств выделяемых международными организациями и фондами.

2. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Провести анализ региональных программ «Вакцинопрофилактика», перераспределить ассигнования и направить их на выполнение других мероприятий (в том числе закупку холодильного оборудования), необходимых для успешной реализации национального проекта (т.к. субъекты Российской Федерации для дополнительной иммунизации населения получат вакцины за счет средств федерального бюджета, в том числе против гриппа)

2.2.Организовать и провести подготовку медицинских работников по вопросам дополнительной иммунизации населения против вирусного гепатита В, краснухи, детей раннего возраста - против полиомиелита инактивированной вакциной.

2.3. Провести проверку прививочных кабинетов лечебно-профилактических учреждений, при необходимости сформировать прививочные бригады, определить дополнительные потребности и приобрести необходимое оборудование и оснащение для проведения профилактических прививок.

2.4. Решить вопрос о создании эффективной «холодовой» цепи на всех этапах транспортировки и хранения вакцин в субъектах Российской Федерации, где отмечены серьезные недостатки в обеспечении холодильным оборудованием.

2.5. Заслушать ход подготовки к реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в администрациях субъектов Российской Федерации.

2.6. Подготовить нормативно-методические документы по организации выявления ВИЧ-инфекции и оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.

2.7. Определить конкретные лечебно-профилактические учреждения и аптеки, где будет оказываться медицинская помощь и осуществляться обеспечение лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией.

2.8. Провести анализ готовности центров по борьбе с ВИЧ/СПИДом, и других лечебно-профилактических учреждений, на которые возложена функция лечения больных ВИЧ-инфекций.

2.9. Провести обучение медицинских работников правилам и особенностям работы с ВИЧ-инфицированными пациентами.

2.10. Разработать порядок и критерии отмены антиретровирусной терапии больным ВИЧ-инфекцией, в случае невыполнения режима лечения или отказа от терапии, утвердив его соответствующим нормативным документом.

2.11. Обеспечить создание и постоянное обновление компьютерной базы больных ВИЧ-инфекцией, получающих антиретровирусные препараты в рамках «Приоритетного национального проекта в области здравоохранения и других программ и проектов.

$SIGN