Рекомендации по режиму дня и организации рабочего места школьника

Правильно организованный режим дня очень важен в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным, сохраняет трудоспособность ребёнка в течение дня. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогают школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать учёбу и отдых.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Ребенку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне. При недосыпании у школьников снижается работоспособность на уроках и успеваемость, нарушается поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам необходимо увеличивать продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на период экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничить после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки: вечерние прогулки, чтение, теплый душ или ванна и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Перед сном комната должна хорошо проветриваться (не менее 15-20 минут).

Для учащихся 1- 4 классов рекомендуется ночной сон в количестве 10 - 10,5 час., для учащихся 5-9 классов - 9-10 часов, для учащихся 10 - 11 классов - не менее 8 - 9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Необходимо правильно организовать рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот), соответственно должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула должно быть таким, чтобы ребенок сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Обучаясь в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать.

Очень важно (особенно в младших классах) правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии подбора: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй - для приготовления домашних заданий.

Огромную роль в сохранении здоровья учащихся играет правильно организованный режим питания. Одним из основных требований -  это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5 - 4 часов. Для школьников рекомендуется 4- 5-разовое питание.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Принимать пищу ребёнок должен в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.