Роспотребнадзор защищает права потребителей

В 1 полугодии 2018 года по вопросам защиты прав потребителей в Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю (далее – Управление) поступило 475 обращений, что  в 1,9 раза меньше обращений, чем в 1 полугодии 2017 года (879). Снижение поступления обращений связано, в том числе, с большой информационной работой в СМИ, в Интернете на сайте Управления.

В сфере финансовых услуг количество обращений по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличилось в 1,3 раза. При этом основная масса жалоб потребителей поступила на незаконные действия кредитных организаций, выразившиеся в навязывании услуг по страхованию.

Количество поступивших обращений в сфере оказания финансовых услуг незначительно увеличилось за счет  проведения мероприятий в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», которые дали возможность гражданам более обдуманно подойти к изучению ранее заключенных кредитных договоров.

Значительно уменьшилось количество поступивших обращений в сфере оказания жилищно-коммунальных. Так, в текущем периоде 2018 года поступило 96 обращений услуг, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года меньше в 4,1 раза, что связано с проведением совместно с Государственной жилищной инспекцией Камчатского края, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, с представителями управляющих компаний совещаний в формате «круглого стола» по вопросам оказания услуг в данной сфере, проводимой  информационной работой в СМИ, в Интернете на сайте Управления о необходимости первоочередного обращения к исполнителю услуг.

Из поступивших обращений 21 явилось основанием  для проведения внеплановых проверок и административных расследований. Доводы, изложенные в обращениях, частично подтвердились. Виновные лица привлечены к административной ответственности.

Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» в 1 полугодии 2018 года осуществлено консультаций в ходе личного приема и консультирования по телефону 2195 граждан. По сравнению с 1 полугодием 2017 года (2214 консультаций) число обратившихся за консультацией в 2018 году уменьшилось на 0,8%.

В структуре обращений граждан в 1 полугодии 2018 года, как и в 1 полугодии 2017 года  преобладают: торговля (49,7%), услуги ЖКХ (8,3%). Увеличился в 2018 году процент обращений по вопросам продажи товаров дистанционным способом с 3,8% в 2017 году до 5,2% в 2018 году, по финансовым услугам с 2,5% в 2017 году до 4,0% в 2018 году.

В области защиты прав потребителей в 1 полугодии 2018 года  деятельность Управления и Центра была направлена на повышение роли гражданско-правовой защиты, уровня потребительской грамотности населения, пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей.

В 1 полугодии 2018 года  удовлетворены требования потребителей в досудебном порядке на сумму 347,5 т. руб. (возврат уплаченной суммы за некачественный товар, обмен товара на аналогичный, ремонт бытовой техники и сотовых телефонов, устранение недостатков выполненных работ).

Управлением было дано 6 заключений в судах по гражданским делам о защите прав потребителей, в том числе – 5 заключений в суде 1 инстанции и 1 заключение в суде апелляционной инстанции (Камчатском краевом суде).

По количеству судебных исков, поддержанных Управлением: 5, удовлетворены судом в пользу потребителей.

По 4 искам в пользу потребителей взыскано 1255,6 тыс. рублей, в том числе суммы компенсации морального вреда составили 15 000 рублей, 25 000 рублей, 10 000 рублей, 170 000 рублей (всего 220 000 рублей):

При рассмотрении 2 дел в суде апелляционной инстанции по жалобам сторон, по одному делу (по договору развлекательных услуг (аттракционы) увеличена сумма компенсации морального вреда со 100 000 рублей до 170 000 рублей. Решение по второму делу (по договору потребительского кредита), принятое в пользу потребителя,  отменено в полном объеме, в настоящее время дело рассматривается в суде кассационной инстанции.

В 1 полугодии 2018 года  удовлетворены требования Управления по 4 искам в отношении неопределенного круга потребителей и неопределенного круга лиц.

Управление в очередной раз информирует о введении с начала 2016 г. в действие Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), где сконцентрирована совокупность документированной информации по вопросам защиты прав потребителей.

ГИР ЗПП создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав.

Информационный ресурс сформирован в целях распространения актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), включая информирование о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, с обеспечением свободного доступа к указанной информации и реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

Отдельного внимания заслуживают опубликованные в открытом доступе сведения о случаях нарушения требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям. На сайте создан архив по всем случаям нарушений требований техрегламентов при производстве и транспортировке товаров.

В открытом доступе на ГИР ЗПП опубликована информация по всем органам и организациям Роспотребнадзора, а также общественным объединениям по защите прав потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку.

Портал ГИР ЗПП содержит всю нормативную базу по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, находящиеся на обсуждении законопроекты, с полным доступом ко всем регламентирующим документам и пояснениям юридических тонкостей.

Каждый потребитель на портале ГИР ЗПП может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных заявлений. Там же размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора и его территориальных органов в сфере защиты прав потребителей с образцами исковых заявлений, необходимых для грамотного отстаивания своей позиции в суде.

Пользователи сайта в системе ГИР ЗПП могут ознакомиться с результатами плановых и внеплановых проверок, проведенных территориальными органами Роспотребнадзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (магазинов, рынков, ресторанов и т.д.).

В 1 полугодии 2018 года в ГИР ЗПП внесено 39 уведомлений о некачественной продукции, 20  информаций в разделе «Новости», 7 судебных решений.

Показатели позволяют сделать вывод, что правовая грамотность граждан в сфере защиты прав потребителей повышается за счет просвещения и консультирования потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения законодательства по защите прав потребителей, взаимодействия со средствами массовой информации.

Категория документа: